Методы транспортного пожаротушения

10.09.2014
Огонь всегда был противоречивым партнером человека: он спасал от холода, помогал в приготовлении пищи, но мог и сжечь дотла все хозяйство. В современных условиях, когда в городах живет огромное количество людей, а облицовочные материалы способны быстро загораться и выделять при горении удушливый дым, пожар представляет собой особое несчастье. Статистика показывает, что, несмотря на все меры предосторожности, пожары на транспорте продолжают уносить жизни людей и калечить их судьбы. Одними только профилактическими мерами ситуацию не решить, поэтому промышленность разрабатывает новые методы оперативного поиска очага возгорания и эффективные средства автоматического тушения пожаров на наземном транспорте. К сожалению, единых механизмов, с помощью которых была бы обеспечена пожарная безопасность транспорта всех типов, пока не существует. В каждом случае нужно решать различные задачи и по-разному расставлять приоритеты в спасении техники, людей и грузов. Причины пожаров на автотранспорте Пожар в автомобиле, автобусе и троллейбусе может начаться неожиданно во время движения или стоянки, при запуске двигателя или после незначительного ДТП. Каждое транспортное средство имеет множество потенциальных источников возгорания: двигатель, топливная система, электрооборудование и проводка, аккумулятор, климатическая система и т. д. Причиной возгорания могут быть и неисправные бортовые компьютеры, внешние факторы и материалы отделки салонов. Заправка в опасных условиях, некорректно работающее газовое оборудование, курение в салоне, искра с наличием промасленной ветоши или газовых паров — и пожар мгновенно превращается в буйную стихию. Он особенно опасен при движении, когда не ограничен приток кислорода к пламени: за счет этого температура горения значительно повышается и пожар захватывает новые площади. Нельзя также игнорировать психологию человека, у которого появление огня вызывает шок, растерянность или оцепенение на несколько минут. Человек устроен так, что часто не может мыслить рационально в опасных условиях, поэтому люди редко включаются в тушение пожаров на автотранспорте, при пожаре калечат себя и других, пытаясь прорваться к единственному выходу, забывают о правилах поведения в экстремальных ситуациях. Лишь автоматика способна своевременно реагировать на очаг возгорания и включаться в спасение, поэтому пожарная безопасность транспорта во многом зависит от качества специализированных систем. Задачи автоматических систем пожаротушения Первая задача, которую должна решить автоматическая система пожаротушения , — вовремя отреагировать на появление признаков пожара. Вторая задача — обеспечить тушение пожаров на автотранспорте там, куда ограничен доступ человека с ручным огнетушителем. Возможны также варианты, когда ресурса огнетушителя просто не хватит для всего комплекса тушения. Именно на таких сложных случаях стоит остановиться подробнее. Пожар в моторном отсеке и его автоматическое тушение Здесь и далее будут упоминаться технические решения, разработанные ЗАО «НГП Гранит-Саламандра» — лидирующим в мире производителем генераторов огнетушащего аэрозоля. Высокую эффективность тушения пожара способен обеспечить генератор огнетушащего аэрозоля АГС 5, устанавливаемый в моторном отсеке. Блок управления генератором выведен в кабину водителя. Генератор помещен в металлический корпус, он имеет узел автоматического запуска и охлаждающую систему. Рабочая часть — аэрозолевый заряд. Если температура возле генератора превысила 130 градусов, водитель получает с пульта светозвуковой сигнал. В этот момент можно запустить систему пожаротушения вручную или принять другое решение, отключив генератор. Если водитель ранен, бездействует или отсутствует, система включается автоматически. При температуре 180 градусов генератор огнетушащего аэрозоля АГС 5 срабатывает незамедлительно и выбрасывает аэрозоль в отсек. Его частицы имеют микронные размеры, так что воздушная взвесь не только тушит пожар, но и на протяжении получаса создает туман, который не дает огню заново разгореться. Такое оборудование отлично проявило себя как в испытаниях, так и на практике. Особенно полезно его преднамеренное расположение рядом с двигателем: не нужно тратить время на открытие капота, предоставляя кислороду шанс увеличить радиус возгорания. Автобус и троллейбус: системы объемного тушения пожаров Эффективное тушение пожаров на автотранспорте общественного типа имеет другую специфику: в данном случае важно спасти не двигатель, не груз, а большое количество пассажиров, которые могут оказаться заблокированными в салоне. При этом огонь даже в мелких очагах вызывает появление угарных и ядовитых газов, что недопустимо. Подавить как крупный очаг огня, так и множество мелких позволяет генератор огнетушащего аэрозоля оперативного действия АГС-5Р и его аналоги. Генератор представляет собой компактный прибор, который забрасывается со стороны водителя или снаружи через форточки салона. Для того чтобы привести оборудование в действие, нужно выдернуть чеку в узле запуска ВУД. Облако аэрозоля немедленно перекроет огню доступ к кислороду, а аэрозоль будет присутствовать в воздухе еще 10–15 минут. Этого времени хватит, чтобы исключить повторное возгорание и эвакуировать пассажиров. Стоит заметить, что такой производитель генераторов огнетушащего аэрозоля, как ЗАО «НГП Гранит-Саламандра», уникален как в России, так и за рубежом. Работы над аэрозольными генераторами на предприятии начались еще в 80-х годах прошлого века, и сегодня компания является общепризнанным лидером. В ее ассортименте представлены сотни модификаций техники для эффективного пожаротушения на транспорте, среди которых каждый может выбрать нужное оборудование.
НПГ Гранит-Саламандра